Пятница, 03.05.2024, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Районная гимназия "Эврика"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Подходы к формированию системы мониторинга метапредметных результатов обучения в основной школе

«Подходы к формированию системы мониторинга метапредметных результатов обучения в основной школе»

 

Слепцова В.Г., зам. директора по ИМР

МБОУ «Районная гимназия «Эврика»

 

         Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».             Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций».

Требования к выпускнику «Новой школы» сейчас очень отличаются от привычных и знаниевый компонент в этом перечне всего 1 из 10.(10

  1. мотивированный к познанию
  2. владеющий достаточными знаниями, компетенциями и компетентностями, необходимыми для успешной социализации, образования на протяжении жизни
  3. критически мыслящий
  4. готовый к сотрудничеству и коммуникации
  5. готовый отвечать за свои действия и их последствия, уважающий закон, справедливость, принимающий ценность личности, человеческой жизни, общества, человечества
  6. любящий свою семью, свой народ, его культуру, открытый к ценностям и традициям других людей и народов, уважающий и принимающий разные мнения и точки зрения
  7. социально-ответственный
  8. мотивированный к смене социальных ролей, получению нового знания,  новым видам деятельности, готовый отстаивать свою точку зрения
  9. понимающий важность сбалансированности умственного, физического и эмоционального развития  для себя и окружающих
  10. обладающий навыками самонаблюдения, самоанализа, самооценки,  необходимых для определения стратегий личностного развития, и проектирования своего будущего

При этом официальными результатами обучения по прежнему считаются предметные знания. Они проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание.

К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей.

     В новых стандартах образования   знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

  В связи с этим изменяется вектор образовательных акцентов и главным становится научить ребенка учиться.

 

1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности;

2.        Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

3.         Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу

 

 Метапредметные знания  это обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.

 

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1.             умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2.             умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.             умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4.             умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5.             владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.             умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7.             умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8.             смысловое чтение;

9.             умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10.         умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11.         формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

12.         формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Встает вопрос, как и чем измерить такое количество результатов, кто и для чего их должен использовать. Другими словами важно отработать систему мониторинга метапредметных результатов. Ниже я ознакомлю вас с тем, какие мы проводим исследования в рамках данной проблемы, какие получаем результаты и делаем выводы.

  Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе   (5-6кл):

1. диагностические метапредметные контрольные работы 

2. Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области)

3. Диагностика педагога – психолога.     

 

 Исследовали динамику качества обученности  Экспериментальный и контрольный классы (5а и 5б) по предметам и сравнили Суммарный балл  качества обученности по предметам в преемственности и  с результатами 7а класса 

Исследовали  по методике И.В.Свистун уровень УУД ,  нашли суммарный индекс УУД (5а в сравнении с тем же периодом 7а класса)

Результаты участия на в  конкурсах,  конференциях, олимпиадах, коллективных творческих делах 5а и 5б классов

         Результаты социально-психологического исследования

Цель: Изучение уровня школьной адаптации   пятиклассников

  • Изучение уровня школьной мотивации по методике Лускановой.
  •  Уровня школьной  тревожности по методике Филлипса
  • Уровня самооценки по методике Казанцевой

 

  Выводы для педагогов: 

         1. В целом по результатам мониторинга комплексного обследования обучающихся 5  классах  наблюдается позитивная динамика: с    77   %          обучающихся  с высоким и средним  уровнем    школьной адаптации  наблюдается  повышение    до   79    % .

       2.  Адаптация пятых классов проходит достаточно спокойно. Вместе с тем динамика качества обученности   в 5а классе отрицательна, в то время как за тот же период 7а класса положительна.

     Предположительные причины:

     -   повлиял суммарный индекс УУД – стартовый показатель детей с высоким уровнем УУД.

     -  не смотря на улучшение методической подготовленности учителей, все же остается значительным влияние традиционной методики.

3. Уровень развития УУД имеет положительную динамику и выше, чем результаты экспериментального 7а класса за тот же период.

        Низкий уровень развития УУД  имеют 6% обучающихся, средний уровень – 33%, высокий уровень – 61%

   Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе   (7а кл):

1. Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области)

2. Диагностика педагога – психолога

 

По проведенным исследованиям, так же   были сделаны выводы:

  •   Показатели уровня самооценки на уровне нормы выше  в   7 б классе на 5 %
  • Показатели уровня тревожности, что считаются  нормой  снова выше  в 7 б  классе на 15  %
  • Показатели уровня мотивации на достижения успеха в пределах нормы выше  в экспериментальном 7 а  классе на 10 %

           На основании анализа результатов диагностического исследования, неожиданным для нас стало повышения уровня самооценки в 7 б классе и снижения уровня тревожности,  но уровень мотивации на достижения успеха  остается ниже, чем в экспериментальном классе.

  • Было принято решение провести дополнительное исследование.

  В урочной и внеурочной деятельности   более активным и успешным является 7а класс. По результатам опроса учителей-предметников и классных руководителей, хорошие результаты обучения легче даются 7а классу. При получении самостоятельного задания эти обучающиеся выполняют его быстрее, лучше ориентируются в поиске нужной информации, учебном тексте, быстрее умеют находить и выделять главное.

 

   Динамика успешности обучения, а значит, уровень сформированности умения учиться, говорит, в целом,  в пользу экспериментального 7а класса.

       При этом, они более раскрепощены и уверены в себе, на уроках чаще умеют высказывать свое мнение;меньше, чем обучающиеся 7б класса умеют слушать других, меньше стараются в учебе, но меньшими усилиями достигают больших успехов.

 

. 7б класс, достигает успехов, благодаря стараниям, а так же, благодаря координации действий педагогов и родителей. По мнению предметников, они достигают больших успехов, если учителя дают  более конкретные  указания. Ученики 7б класса более старательны, но те же достижения им даются с большим трудом, чем обучающимся 7а класса, где целенаправленно с 1 класса ведется работа над универсальными учебными действиями.

 

 

4. Коррекционно - педагогические мероприятия во второй половине года учебного года неожиданно привели  к позитивной динамике социально-психологической адаптации 7б класса. Предположительно основой послужил повышенный уровень тревожности в этом классе. Это, по отзывам учителей, положительно отразилось  на текущей успеваемости. 

  5. Уровень сформированности универсальных учебных действий  положительно влияет на успешность обучения, поэтому учителям-предметникам необходимо активнее вести поиск методов обучения,  в основе  которых  лежит  активная позиция обучающихся. 

 Три полезных правила

Не «подавай готовые знания», а веди работу в зоне ближайшего развития для обнаружения проблемы

(границы «знаю - не знаю –хочу узнать»)

Не торопись показывать «делай, как я», а научи вести поиск   решения обнаруженной проблемы

Не торопись ставить свою оценку – пусть ученик оценит себя сам, услышит оценку своего товарища.

 

 

  Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе   (8 класс):

1. Реализация модели оценки метапредметных и личностных результатов  Воронцов А.Б., Чудинова Е.В., Цукерман Г.А:

1.1. Контрольно-диагностическая межпредметная учебно-исследовательская задача

1.2. Контрольно-диагностическая проектная задача

1.3.  Художественно-творческая задача

2.  Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области)

3. Диагностика педагога – психолога.     

 

Таким образом, система мониторинга метапредметных результатов только нарабатывается. Оценка метапредметных результатов должна найти свое место в системе общего школьного монитори7нга и «работать» на достижие целей введения федеральных государственных образовательных стандартов. поставленных   Наша главная задача учителей, родителей – дать человеку уверенность в себе и научить учиться.

 

 

Литература: 1.      Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 2.      Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. 3.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.                                

 

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031