Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Подходы к формированию системы мониторинга метапредметных результатов обучения в основной школе«Подходы к формированию системы мониторинга метапредметных результатов обучения в основной школе»
Слепцова В.Г., зам. директора по ИМР МБОУ «Районная гимназия «Эврика»
Федеральные государственные образовательные стандарты определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Ведущая цель образования в информационную эпоху – мотивация к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и формирование «компетентности к обновлению компетенций». Требования к выпускнику «Новой школы» сейчас очень отличаются от привычных и знаниевый компонент в этом перечне всего 1 из 10.(10
При этом официальными результатами обучения по прежнему считаются предметные знания. Они проверяются в тестах ЕГЭ и ГИА, и поэтому именно им учителя привыкли уделять наибольшее (хорошо, если не единственное) внимание. К сожалению, большинство родителей также по-прежнему оценивают работу школы именно с позиций предметных знаний, не придавая должного значения развитию универсальных учебных навыков и личностному росту детей. В новых стандартах образования знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий: они формируются, применяются, сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим изменяется вектор образовательных акцентов и главным становится научить ребенка учиться.
1. Предметные результаты — усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности; 2. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; 3. Личностные результаты — сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу
Метапредметные знания это обобщенные способы деятельности, освоенные обучающимися в процессе изучения нескольких или всех учебных предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. смысловое чтение; 9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 10. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); 12. формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Встает вопрос, как и чем измерить такое количество результатов, кто и для чего их должен использовать. Другими словами важно отработать систему мониторинга метапредметных результатов. Ниже я ознакомлю вас с тем, какие мы проводим исследования в рамках данной проблемы, какие получаем результаты и делаем выводы. Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе (5-6кл): 1. диагностические метапредметные контрольные работы 2. Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области) 3. Диагностика педагога – психолога.
Исследовали динамику качества обученности Экспериментальный и контрольный классы (5а и 5б) по предметам и сравнили Суммарный балл качества обученности по предметам в преемственности и с результатами 7а класса Исследовали по методике И.В.Свистун уровень УУД , нашли суммарный индекс УУД (5а в сравнении с тем же периодом 7а класса) Результаты участия на в конкурсах, конференциях, олимпиадах, коллективных творческих делах 5а и 5б классов Результаты социально-психологического исследования Цель: Изучение уровня школьной адаптации пятиклассников
Выводы для педагогов: 1. В целом по результатам мониторинга комплексного обследования обучающихся 5 классах наблюдается позитивная динамика: с 77 % обучающихся с высоким и средним уровнем школьной адаптации наблюдается повышение до 79 % . 2. Адаптация пятых классов проходит достаточно спокойно. Вместе с тем динамика качества обученности в 5а классе отрицательна, в то время как за тот же период 7а класса положительна. Предположительные причины: - повлиял суммарный индекс УУД – стартовый показатель детей с высоким уровнем УУД. - не смотря на улучшение методической подготовленности учителей, все же остается значительным влияние традиционной методики. 3. Уровень развития УУД имеет положительную динамику и выше, чем результаты экспериментального 7а класса за тот же период. Низкий уровень развития УУД имеют 6% обучающихся, средний уровень – 33%, высокий уровень – 61% Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе (7а кл): 1. Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области) 2. Диагностика педагога – психолога
По проведенным исследованиям, так же были сделаны выводы:
На основании анализа результатов диагностического исследования, неожиданным для нас стало повышения уровня самооценки в 7 б классе и снижения уровня тревожности, но уровень мотивации на достижения успеха остается ниже, чем в экспериментальном классе.
В урочной и внеурочной деятельности более активным и успешным является 7а класс. По результатам опроса учителей-предметников и классных руководителей, хорошие результаты обучения легче даются 7а классу. При получении самостоятельного задания эти обучающиеся выполняют его быстрее, лучше ориентируются в поиске нужной информации, учебном тексте, быстрее умеют находить и выделять главное.
Динамика успешности обучения, а значит, уровень сформированности умения учиться, говорит, в целом, в пользу экспериментального 7а класса. При этом, они более раскрепощены и уверены в себе, на уроках чаще умеют высказывать свое мнение;меньше, чем обучающиеся 7б класса умеют слушать других, меньше стараются в учебе, но меньшими усилиями достигают больших успехов.
. 7б класс, достигает успехов, благодаря стараниям, а так же, благодаря координации действий педагогов и родителей. По мнению предметников, они достигают больших успехов, если учителя дают более конкретные указания. Ученики 7б класса более старательны, но те же достижения им даются с большим трудом, чем обучающимся 7а класса, где целенаправленно с 1 класса ведется работа над универсальными учебными действиями.
4. Коррекционно - педагогические мероприятия во второй половине года учебного года неожиданно привели к позитивной динамике социально-психологической адаптации 7б класса. Предположительно основой послужил повышенный уровень тревожности в этом классе. Это, по отзывам учителей, положительно отразилось на текущей успеваемости. 5. Уровень сформированности универсальных учебных действий положительно влияет на успешность обучения, поэтому учителям-предметникам необходимо активнее вести поиск методов обучения, в основе которых лежит активная позиция обучающихся. Три полезных правила Не «подавай готовые знания», а веди работу в зоне ближайшего развития для обнаружения проблемы (границы «знаю - не знаю –хочу узнать») Не торопись показывать «делай, как я», а научи вести поиск решения обнаруженной проблемы Не торопись ставить свою оценку – пусть ученик оценит себя сам, услышит оценку своего товарища.
Комплекты методик для оценки метапредметных результатов в основной школе (8 класс): 1. Реализация модели оценки метапредметных и личностных результатов Воронцов А.Б., Чудинова Е.В., Цукерман Г.А: 1.1. Контрольно-диагностическая межпредметная учебно-исследовательская задача 1.2. Контрольно-диагностическая проектная задача 1.3. Художественно-творческая задача 2. Педагогические наблюдения по методу И.В.Свистун (опыт Воронежской области) 3. Диагностика педагога – психолога.
Таким образом, система мониторинга метапредметных результатов только нарабатывается. Оценка метапредметных результатов должна найти свое место в системе общего школьного монитори7нга и «работать» на достижие целей введения федеральных государственных образовательных стандартов. поставленных Наша главная задача учителей, родителей – дать человеку уверенность в себе и научить учиться.
Литература: 1. Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010. 3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|