Участник районного конкурса "Учитель года-2016" - Михайлова Елена Николаевна, учитель технологии МБОУ "Районная гимназия "Эврика" Олёкминского района РС(Я)
Эссе
Найди любимое дело, и тогда до конца жизни
тебе не нужно будет работать.
Если ты любишь свое дело, это не работа,
это увлекательнейшее путешествие к мечте!
Конфуций.
Кто-то из великих сказал: «Хорошо, когда работа и хобби совпадают». У меня в жизни сложилась именно так. Свыше 20 лет я проработала в системе дополнительного образования, но уже значительное время работаю учителем технологии. Предмет в школе не считается основным, как математика или русский язык, да и роль ему отводится второстепенная, Но я думаю, что мой предмет очень важен – ведь через него я могу передать, что красоту можно не только видеть со стороны, но и делать своими руками. Где еще, как не на таких вот уроках как технология, ИЗО, МХК научить детей видеть, различать, понимать и создавать красоту.
А «чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душою» писал
М.И. Глинка. Я стремлюсь к этому.
В дополнительном образовании, во главу угла всегда ставилось творческое развитие ребенка, воспитание активной личностной позиции, мотивация к социально значимой деятельности. Впервые попав в школу и окунувшись в ее классно – урочную систему, в рамки программных регулирований и требований, в первое время я просто разочаровалась: «Ну и где здесь место для творчества, когда педагог поставлен в жесткие рамки прохождения программы?» А затем я увидела глаза, глаза детей: пытливые, восторженные, порою требовательные. А еще их руки - маленькие, нежные, такие неуверенные, а ведь им предстояло так многому научиться! И тогда я поняла – это мое! Здесь предстоит так много сделать!
К сожалению, многие дети, живущие в мире современных гаджетов, перестали интересоваться предметом технологии, видеть его в комплексе нужных учебных предметов. Скорости восприятия информации настолько велики, что конечный результат ручного труда кажется очень долгим, а достижение цели по выполнению какой-либо творческой работы практически невозможным. К потере мотивации привело, так же, смещение приоритетов в сторону предметов по которым сдаются ЕГЭ и ОГЭ.
Как убедить детей, что человеческие руки могут сотворить чудо? Я считаю, что предмет «технология» особенный, содержание предмета (материал на котором работают дети, предмет деятельности) зависит от учителя, поэтому его педагогический и творческий потенциал очень велик, а главное – можно заниматься с детьми тем, что больше всего нравится и увлекает.
Учитель должен уметь направить учащихся к решению долгосрочных задач, научить стремиться к познанию и творческому росту, а не опускаться до отработки автоматических навыков по использованию технических реалий современного мира. Если вкладывать в работу душу, вдохновение, то и для детей предмет станет интересным, и для учителя – это будет творческая реализация профессиональных обязанностей и способностей.
При изучении нового материала, я стараюсь, направить учащихся на определенный вид деятельности, ставлю перед ними социально - значимые цели, которые лежат в основе проблемного обучения, для этого я использую метод показательно-рассуждающего изложения и метод диалогического изложения, когда дети владеют достаточными знаниями по сопутствующим предметам. В проектной деятельности - эвристический и частично- поисковый метод. При работе на швейной машине - алгоритмический метод (в четком исполнении инструкций)
При изучении каждого нового раздела обязательно требуется знания сопутствующих предметов. Постоянное проведение аналогий между предметами улучшает мотивацию и качество усвоения нового материала
Например,
Раздел программы
|
Сопутствующий предмет
|
|
Кулинария (состав продуктов, технол. приготовления пищи)
|
биология, химия
|
Вязание спицами, крючком (расчет петель на изделие)
|
математика
|
|
Материаловедение, ткачество
|
Химия (технол. процессы производства синтетических тканей),история
|
|
Изучение швейной машины
|
физика (кривошипно-шатунный механизм)
|
|
Вышивка
|
ИЗО(составление композиции рисунка),народное творчество.
|
|
Технология ведения дома
|
экономика
|
|
Моделирование, конструирование, проектная деятельность
|
черчение, ИЗО, многие другие предметы.
|
|
Исходя из последних тенденций модернизации образования, как современный учитель, я стараюсь быть для своих учеников - фасилитатором, тьютером, консультантом. Для повышения мотивации осознанности выбора и стимуляции процесса самопознания я использую на уроках поисковый метод, например при работе над проектом, при выборе той или иной схемы вязания исходя из дальнейшего практического применения. Практический - при выполнении построения чертежа по инструкционной карте.
Основные методические приемы, используемые на уроках: объяснение, аналогия, постановка проблемы, создание проблемной ситуации, инструктаж
В процессе обучения используются следующие виды наглядности:
натуральная наглядность - при демонстрации дидактического материала, дидакт. образцов, образцов готовых изделий;
знаковая наглядность- составление и разбор схем вязания;
условно – графическая наглядность - при разработке технологических карт-схем в проектировании изделий
Формы работы зависят от типа урока по дидактической цели. На уроках закрепления материала в основном используется индивидуальная форма работы, на комбинированном уроке и уроке новых знаний может использоваться и групповая форма работы (по 2-3 человека).
На своих уроках я обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, поэтому использую многоуровневую систему оценки. Консультируя и направляя учебно - познавательную деятельность ребенка, а также регулируя его самооценку, я даю самостоятельное право выбора работы по уровню. Мною разработаны 3 уровня работ: базовый, 1 уровень сложности, 2 уровень сложности
Это не значит, что выполняя работу базового уровня нельзя получить высшую оценку своего труда, но тот, кто рискует и выполняет работу 3 уровня, получает многократное увеличение оценки. Таким образом, идет постоянная стимуляция процесса обучения, но при этом и дети у которых трудовые способности слабые, чувствуют себя тоже комфортно
Комплексный подход в обучении, многоуровневая система оценки и учет индивидуальных особенностей обучающихся позволили на мой взгляд, повысить значимость предмета:
- Дети с удовольствием ходят на мои уроки. Процент не готовых к уроку детей стал гораздо меньшим по сравнению с прошлыми годами, несмотря на повышение стоимости необходимых материалов, продуктов.
- Возросло количество и качество работ. Это позволяет неоднократно занимать призовые места на муниципальной олимпиаде по технологии, результативно участвовать в Всероссийских конкурсах детского творчества, в районных и республиканских выставках декоративно - прикладного творчества, в гимназии действует экспозиционная выставка работ обучающихся, которая периодически обновляется.
- Несмотря на социально-экономические проблемы семей (некоторые родители не имеют возможности купить необходимые материалы, продукты на уроки труда), на моих уроках все чувствуют себя комфортно и относятся к друг другу доброжелательно.
- На уроках вышивки, кулинарии, через выполнение практических работ ученицы знакомятся с основными традициями, обрядами народов, проживающих в нашем районе, и приобщаются к сохранению народных традиций что, по моему мнению, воспитывает истинный патриотизм и любовь к России.
Я надеюсь, что мое видение роли предмета «технология» в общем развитии и воспитании детей поможет раскрыть грани таланта ученика, поможет поверить в себя и достичь нового уровня в личностных и познавательных достижениях. Убеждена, что через преподавание предмета «технология» полноценно решаются задачи развития универсальных учебных действий, социализации и развития личности, а значит – он является полновесным составляющим федеральных государственных стандартов образования.
|