Пятница, 26.04.2024, 20:17
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ Районная гимназия "Эврика"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2016 » Март » 21 » Районный конкурс "Учитель года"
05:02
Районный конкурс "Учитель года"

 Участник  районного конкурса "Учитель года-2016" -  Михайлова Елена Николаевна, учитель технологии МБОУ "Районная гимназия "Эврика"  Олёкминского района РС(Я)

  Эссе

Найди любимое дело, и тогда до конца жизни 
тебе не нужно будет работать.

 Если  ты любишь свое дело, это не работа,

 это увлекательнейшее путешествие к мечте!

                                                               Конфуций.

Кто-то из великих сказал: «Хорошо, когда работа и хобби совпадают».  У меня в жизни сложилась именно так. Свыше 20 лет я проработала в системе дополнительного образования, но уже значительное время работаю  учителем  технологии. Предмет в школе не считается основным, как математика или русский язык, да и роль ему отводится второстепенная, Но я думаю, что  мой предмет очень важен – ведь через него я могу передать, что красоту можно не только видеть со стороны, но и делать своими руками.   Где еще, как не на таких вот уроках как технология, ИЗО, МХК научить детей видеть, различать, понимать и создавать красоту.

А «чтобы  красоту создать, надо самому быть чистым душою» писал
М.И. Глинка. Я стремлюсь к этому.

В  дополнительном  образовании,   во главу угла всегда  ставилось   творческое развитие ребенка, воспитание активной личностной позиции, мотивация к социально  значимой деятельности. Впервые попав в школу и окунувшись в ее классно – урочную систему, в рамки программных регулирований и требований,  в первое время я просто  разочаровалась: «Ну и где здесь место для творчества, когда педагог поставлен в жесткие рамки прохождения программы?» А затем я увидела глаза, глаза детей: пытливые, восторженные, порою требовательные. А еще их руки - маленькие, нежные, такие неуверенные, а ведь им предстояло так многому научиться! И тогда я поняла – это мое! Здесь предстоит так много сделать!

                К сожалению, многие   дети, живущие в мире современных гаджетов,  перестали интересоваться предметом технологии, видеть его в комплексе нужных учебных предметов. Скорости восприятия информации настолько велики, что конечный результат  ручного труда кажется очень  долгим, а достижение цели по выполнению какой-либо творческой работы практически невозможным. К потере мотивации привело, так же,  смещение приоритетов в сторону предметов по которым сдаются ЕГЭ и ОГЭ.

               Как убедить детей,  что человеческие руки могут сотворить чудо? Я считаю, что предмет «технология»  особенный, содержание предмета (материал на котором работают дети, предмет деятельности)  зависит от учителя, поэтому его педагогический и творческий потенциал очень велик, а главное – можно заниматься с детьми тем, что больше всего нравится и увлекает.

 Учитель должен  уметь направить учащихся к решению долгосрочных задач,   научить стремиться  к познанию и творческому росту, а не опускаться до отработки автоматических навыков по использованию технических реалий современного мира. Если вкладывать в работу душу, вдохновение, то и для детей предмет станет интересным, и для учителя – это будет творческая реализация профессиональных обязанностей и способностей.

При изучении нового материала, я стараюсь, направить учащихся на определенный вид деятельности, ставлю перед ними социально - значимые цели, которые лежат в основе проблемного обучения, для этого я использую метод показательно-рассуждающего изложения и метод диалогического изложения, когда дети владеют достаточными знаниями по сопутствующим предметам. В проектной деятельности - эвристический и частично- поисковый метод. При работе на швейной  машине - алгоритмический метод (в четком исполнении инструкций)

При изучении каждого нового раздела обязательно требуется знания сопутствующих предметов. Постоянное проведение аналогий между предметами улучшает мотивацию и качество усвоения нового материала

Например,

Раздел программы

Сопутствующий предмет

 

 Кулинария (состав продуктов, технол. приготовления пищи)

биология, химия

 

Вязание спицами, крючком (расчет петель на изделие)

математика

 

Материаловедение, ткачество

Химия (технол. процессы производства синтетических тканей),история

 

Изучение швейной машины

физика (кривошипно-шатунный механизм)

 

Вышивка

ИЗО(составление композиции рисунка),народное творчество.

 

Технология ведения дома

экономика

 

Моделирование, конструирование, проектная деятельность

черчение, ИЗО, многие другие предметы.

 

 

Исходя из последних тенденций модернизации образования, как современный учитель, я стараюсь быть для своих учеников - фасилитатором, тьютером, консультантом. Для повышения мотивации осознанности выбора и стимуляции процесса самопознания я использую на уроках поисковый метод, например при работе над проектом, при выборе той или иной схемы вязания исходя из дальнейшего практического применения. Практический - при выполнении построения чертежа по инструкционной карте.

Основные методические приемы, используемые на уроках: объяснение, аналогия, постановка проблемы, создание проблемной ситуации, инструктаж

В процессе обучения используются следующие виды наглядности:

натуральная наглядность - при демонстрации дидактического материала, дидакт. образцов, образцов готовых изделий;

 знаковая наглядность- составление и разбор схем вязания;

условно – графическая наглядность - при разработке технологических карт-схем в проектировании изделий

Формы работы зависят от типа урока по дидактической цели. На уроках закрепления материала в основном используется индивидуальная форма работы, на комбинированном уроке и уроке новых знаний может использоваться и групповая форма работы (по 2-3 человека).

         На своих уроках я обязательно учитываю индивидуальные особенности каждого ученика, поэтому использую многоуровневую систему оценки. Консультируя и направляя учебно - познавательную деятельность ребенка, а также регулируя его самооценку, я даю  самостоятельное право выбора работы по уровню. Мною разработаны 3 уровня работ: базовый, 1 уровень сложности, 2 уровень сложности               

            Это не значит, что выполняя работу базового уровня нельзя получить высшую оценку своего труда, но тот,  кто рискует и выполняет работу 3 уровня, получает многократное увеличение оценки. Таким образом, идет постоянная стимуляция процесса обучения, но при этом и дети у которых трудовые способности слабые, чувствуют себя тоже комфортно

Комплексный подход в обучении, многоуровневая система оценки и  учет индивидуальных особенностей обучающихся позволили на мой взгляд,  повысить значимость предмета:

  • Дети с удовольствием ходят на мои уроки. Процент не готовых к уроку детей стал гораздо меньшим по сравнению с прошлыми годами, несмотря на повышение стоимости необходимых материалов, продуктов.
  • Возросло количество и качество работ. Это позволяет неоднократно занимать призовые места на  муниципальной олимпиаде по технологии, результативно участвовать в Всероссийских конкурсах детского творчества,  в районных и республиканских выставках декоративно - прикладного творчества, в гимназии действует  экспозиционная выставка работ обучающихся, которая периодически обновляется.
  • Несмотря на социально-экономические проблемы семей (некоторые родители не имеют возможности купить необходимые материалы, продукты на уроки труда), на моих уроках все чувствуют себя комфортно и относятся к друг другу   доброжелательно.
  • На уроках вышивки, кулинарии,  через выполнение практических работ ученицы знакомятся с основными традициями, обрядами народов, проживающих в нашем районе, и приобщаются к сохранению народных традиций   что,  по моему мнению, воспитывает истинный патриотизм и любовь к России.

          Я надеюсь, что мое видение роли предмета «технология» в общем развитии и воспитании детей поможет раскрыть грани таланта ученика, поможет поверить  в себя и достичь нового уровня в личностных и познавательных  достижениях.  Убеждена, что   через преподавание предмета «технология» полноценно решаются задачи  развития универсальных учебных действий, социализации и развития личности, а значит – он является полновесным составляющим  федеральных государственных стандартов образования.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотров: 726 | Добавил: hampiec | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031